ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДАЙДЖЕСТ №123/2019

18 июля 2019 г., четверг

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДАЙДЖЕСТ №123/2019

Краткий обзор основных экономических событий

 

Законодательство

Депутаты приняли в третьем чтении законопроект о вводимом в РФ квотировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Документ устанавливает понятие системы сводных расчетов загрязнения воздуха в населенных пунктах. На основании этих данных Роспотребнадзор определит перечень приоритетных загрязняющих веществ, создающих риск для здоровья человека. После этого и будут введены квоты.

В порядке эксперимента со следующего года квоты должны появиться в 12 самых неблагополучных с точки зрения качества воздуха городах.

Правительство уже утвердило планы по снижению выбросов для них. В законе отмечается, что губернаторы будут нести персональную ответственность за достижение целевых показателей. Промышленные предприятия должны обеспечить снижение выбросов, а если не смогут уложиться в установленную квоту, то реализовать «компенсационные мероприятия».

К 2025 году новый механизм нормирования, планируют в Минприроды, должен обеспечить снижение загрязнения воздуха в городах—участниках эксперимента на 20%, «что позволит улучшить качество жизни более 6,4 млн человек». Уже к концу 2021 года общий объем выбросов должен снизиться на 5%.

https://www.kommersant.ru/doc/4033834

Для контроля за реализацией национальных проектов — «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука» — создана отдельная система мониторинга.

Исполнение четырех социальных нацпроектов в правительстве курирует вице-премьер Татьяна Голикова.

Специальная система мониторинга действует на базе Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС) Рособрнадзора. Координация работы осуществляется напрямую секретариатом вице-премьера. Отдельная система призвана вести мониторинг «содержательных» показателей социальных нацпроектов.

Система мониторинга на базе ЦИТиСа работает параллельно действующей электронной системе по управлению всеми нацпроектами в рамках «Электронного бюджета», в которой, по жалобам чиновников, регулярно происходят технические сбои.

https://www.rbc.ru/economics/18/07/2019/5d2f11749a794782bfc321a5

Отрасли

Ускорение роста ВВП РФ произошло на фоне роста на 0,5% год к году в первом квартале, что в совокупности с показателями за второй квартал позволило экономике по итогам полугодия вырасти на 0,8% в годовом выражении.

В июне темп роста ВВП составил 0,7% год к году после 0,1% год к году в мае. Основной вклад в улучшение динамики ВВП в июне по сравнению с предшествующим месяцем внесло ускорение роста промышленного производства — до 3,3% год к году после 0,9% год к году в мае. В то же время вклад в прирост ВВП во втором квартале ряда базовых отраслей (торговля, строительство, транспорт) был околонулевым.

Минэкономики также отмечает резкое замедление инфляции. Так, темпы роста потребительских цен по состоянию на 15 июля снизились до 4,5% год к году по сравнению с мартовским пиком 5,3% год к году.

https://www.kommersant.ru/doc/4034035

Топ-10 самых распространенных в России иномарок отечественной сборки возглавила Kia.

По данным аналитического агентства "Автостат", в автопарке страны на начало 2019 года было зарегистрировано 1,65 миллиона машин этой марки.

На втором месте - собранные в России автомобили Renault (1,46 миллиона штук), на третьем - Hyundai (1,3 миллиона). Далее идут Chevrolet (1,24 миллиона) и Ford (825 тысяч) - бренды, сократившие свое присутствие в стране.

Также в топ-10 самых популярных иномарок попали Volkswagen (787 тысяч), Skoda (553 тысячи), Nissan (523 тысячи), Toyota (320 тысяч) и Opel (318 тысяч). Последний покинул российский авторынок несколько лет назад.

Всего на начало года в нашей стране было зарегистрировано 10,4 миллиона автомобилей иностранных брендов, собранных в России.

https://rg.ru/2019/07/18/nazvany-samye-populiarnye-inomarki-rossijskoj-sborki.html

Социальная сфера

Цены на жилье в реальном выражении, как и ставки ипотеки, за последние 10 лет снизились, но жилье доступно менее чем для половины российских семей.

Проблема - в низких доходах населения. Об этом пишут президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева и исполнительный директор фонда Татьяна Полиди в июльском номере "Вопросов экономики".

По соотношению цены 1 кв. м и средней зарплаты Россия уступает большинству развитых экономик и части стран с формирующимися рынками (например, Мексике, Индии и Турции), отмечают они. Стоимость 1 кв. м жилья в России почти вдвое выше среднемесячной зарплаты.

Коэффициент доступности жилья (КДЖ), о котором пишут Косарева и Полиди, - это срок, за который семья из трех человек может накопить на квартиру площадью 54 кв. м, если будет откладывать все свои доходы. Он рассчитывается исходя из ее стоимости и средних ежегодных доходов семьи. По международной классификации доступным считается жилье при сроке ниже 3-х лет. В России КДЖ снизился за 10 лет примерно на 1,7 года - до 3,3 года в 2017 г., по оценке "Института экономики города", а согласно госпрограмме по жилью был еще ниже - 2,6 года и к 2025 г. должен опуститься до 2,3 года. На это будет выделено более 2 трлн руб. - в основном из федерального бюджета.

Как подчеркивают Косарева и Полиди, снижение доходов не дает снизить КДЖ. Без роста доходов доступность жилья не вырастет. Теоретически позволить себе квартиру могут семьи с доходом от 30 тыс. руб. на человека (их расходы в среднем около 17 тыс. руб. на человека), но после выплат по кредиту денег на жизнь у них практически не останется, обращают внимание авторы статьи, даже при снижении ставок ипотеки.

Однако, по мнению Косаревой и Полиди, сильно повысить доступность жилья не поможет даже снижение ставок ипотеки до 8%. Только у 10% домохозяйств после ипотечных выплат за квартиру в 54 кв. м остается 37 тыс. руб. на человека, которых хватает для сбережений, обязательных платежей и покупки товаров длительного пользования, рассчитали они.

http://www.finmarket.ru/main/article/5040200

Финансы

Оптимальное количество кредитов в России - не более двух договоров на одного заемщика, при этом платежная нагрузка по кредитам должна быть соразмерна доходу

Об этом заявил президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев.

Такое количество долгов в принципе позволяет клиенту успешно их погашать без существенных рисков. Риски начинаются там, где количество открытых кредитов превышает три. Сейчас на одного заемщика в России приходится в среднем 1,5-2 кредита.

Мехтиев привел формулу правильного планирования бюджета заемщика. По его словам, 50% бюджета должны составлять обязательные платежи, в том числе на еду, коммунальные услуги, проезд, бензин, оплату мобильного телефона, обучение. В идеале именно сюда должна входить и оплата кредита.

На покупки и развлечения должно приходиться 30% бюджета, а оставшиеся 20% в идеале необходимо направлять на сберегательный счет в банке.

По данным ЦБ, портфель розничных кредитов в России увеличился за год на 23,5% и составил к 1 июня 16,3 трлн руб.

https://www.vestifinance.ru/articles/122271

Региональная экономика

Комиссия правительства России по законопроектной деятельности одобрила проект поправок, позволяющий субъектам РФ привлекать кредиты от иностранных банков в рублях.

В целях снижения валютных рисков предлагается установить возможность привлечения субъектами Федерации кредитов от иностранных банков в российской валюте. В настоящее время такие кредиты можно привлекать только в иностранной валюте.

Эти поправки предполагается внести в Госдуму к рассмотрению во втором чтении законопроекта, который в том числе касается изменений в бюджетном законодательстве и уточняет порядок исполнения госзаимствований. Проект поправок к проекту будет рассмотрен на заседании правительства РФ.

Поправки также касаются муниципальных образований, на территории которых по решению президента РФ и правительства проводились международные спортивные мероприятия. Для них продлевается до 1 января 2025 года норма, по которой они могут превысить ограничения по госдолгу.

https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10901505&r1=rss&r2=news

На совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева было решено, что выдача документов нового типа начнется в июле 2020 года на территории Москвы.

Пилотной территорией станет Москва, заявил вице-премьер Максим Акимов. Здесь выдача электронных паспортов начнется в июле 2020 года через отделения ОВД. Возможность выдачи через МФЦ пока прорабатывается. Пошлина за выдачу паспорта пока сохранится в размере 300 рублей, а затем будет постепенно увеличиваться. Паспорт нацпроекта «Цифровая экономика» предполагает, что на эти цели будет потрачено 114,4 млрд рублей.

При этом замена паспортов будет происходить в рамках установленных циклов, поэтому люди старше 45 лет смогут продолжать пользоваться бумажными документами бессрочно.

https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10901532&r1=rss&r2=news

технологии

Пилотный проект, позволяющий компаниям получать банковские услуги дистанционно после сдачи их уполномоченными сотрудниками биометрии, планируется запустить уже до конца года.

Вчера прошло заседание комитета ассоциации "Финтех" (АФТ), на котором были уточнены параметры по удаленной идентификации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это позволит организациям получать банковские услуги дистанционно на основании биометрии, сданной их уполномоченными сотрудниками. Предполагается, что в проекте примут участие 22 банка.

В рамках пилотного проекта будут доступны всего три категории услуг: открытие счетов, выдача кредитов и проведение платежей.

При этом пока в России нет электронных нотариальных доверенностей (ЭНД) и подтверждать удаленное проведение операций сможет только единоличный исполнительный орган компании. Предполагается, что позже такую возможность получит уполномоченный сотрудник по ЭНД. Также планируется введение облачной квалифицированной электронной подписи (КЭП), которая заменит использующуюся сейчас флешку.

http://www.finmarket.ru/main/article/5040258

В Санкт-Петербурге на финишную прямую вышел проект создания трамвая, оснащенного новой системой генерации электроэнергии.

Идея была представлена в рамках форума "SmartTRANSPORT". Разработчики создали на базе трамвая ЛМ-68М испытательную платформу для водородных топливных элементов. Действующий макет уже подготовлен к первой презентации.

А в сентябре этого года он должен пройти ходовые испытания на петербургских маршрутах. Разработка получила название "Трамвай ЭУТЭ". Она работает на водородных топливных элементах.

Трамвай был собран в производственном депо Трамвайного парка №1. Он оснащен новой системой генерации электроэнергии. В качестве топлива в ней используется водород. От других трамваев новая машина отличается тем, что ей не нужна контактная сеть. То есть трамвай будет ездить без использования токоприемника.

Главная задача - "показать целесообразность и перспективность применения на городском электротранспорте (включая электробусы) энергоустановок на водородных топливных элементах".

https://rg.ru/2019/07/18/reg-szfo/v-peterburge-razrabotali-vodorodnyj-tramvaj.html

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International