ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДАЙДЖЕСТ №195/2017

16 ноября 2017 г., четверг

                                                                               

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДАЙДЖЕСТ №195/2017

Краткий обзор основных экономических событий за 16 ноября 2017 года

 

Нормативно-правовые акты

Минэкономразвития опубликовало проект правил предоставления кредитов в рамках фабрики проектного финансирования Внешэкономбанка (ВЭБ). В них перечисляются порядок, цели и условия предоставления субсидий из федерального бюджета.

ВЭБ будет отбирать инвестиционные проекты для фабрики. Субсидии смогут получить компании и индивидуальные предприниматели, которые являются налоговыми резидентами России, не находятся в стадии реорганизации, банкротства или ликвидации, без долгов по налогам, штрафам и страховым взносам. Кроме того, претенденты не должны иметь статус кредитной организации, страховой организации, инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг. Производственная площадка должна располагаться в России, затраты на реализацию проекта должны составлять не менее 3 млрд руб.

Субсидии ВЭБу будут выделяться из федерального бюджета в виде имущественного взноса. Заявки ВЭБ будет ежеквартально подавать в Минэкономразвития. После изучения заявок ведомство будет раз в квартал перечислять субсидию на счет ВЭБа в Центробанке, а затем — оценивать эффективность ее использования. Срок финансирования проекта фабрики не будет превышать 15 лет.

https://www.kommersant.ru/doc/3468316

 

Госдума утвердила увеличение топливных акцизов в 2018-2020 гг. с 1 января на 50 коп.

Закон предусматривает увеличение с 1 января 2018 г. ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо на 50 коп. в расчете на 1 литр и на 50 коп. с 1 июля 2018 г.

Меняются ставки акцизов для легковых автомобилей: для автомобиля с мощностью двигателя свыше 200 л. с. и до 300 л. с. включительно ставка составит 714 руб. за 1 л. с. с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. включительно, 743 руб. за 1 л. с. с 1 января по 31 декабря 2020 г. включительно и 773 руб. за 1 л. с. с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 г.

Для автомобилей с мощностью двигателя свыше 300 л. с. и до 400 л. с. включительно ставка акциза составит с 1 января 2018 г. до 31 декабря 2018 г. 1,218 тыс. руб. за 1 л. с., с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. она составит 1,267 тыс. руб. за 1 л. с., с 1 января 2020 г. до 31 декабря 2020 г. ставка акциза составит 1,317 тыс. руб. за 1 л. с.

http://www.vestifinance.ru/articles/93864

Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении закон о введении системы компенсации налога на добавленную стоимость (НДС) иностранным гражданам при вывозе приобретенных в России товаров.

Так называемая система tax free позволит гражданам стран, не входящих в Евразийский экономический союз, возвращать НДС, уплаченный при покупке товаров на территории России. Также законом устанавливается нулевая ставка НДС в отношении услуг, которые российские компании предоставляют иностранным гражданам.

Для получения tax free товары должны вывозиться через пункты пропуска, перечень которых утвердит позже правительство. Планируется, что возврат НДС не будет распространяться на подакцизные товары.

https://www.vedomosti.ru/economics/news/2017/11/16/741955-gosduma-prinyala

 

Прогнозы

Минэкономразвития РФ ожидает увеличение инвестиций в основной капитал на 4,1% в 2017 г., что станет максимальным ростом с 2013 г. В следующие три года инвестиции будут расти в среднем на 5,3%.

В 2014-2016 гг. наблюдалось сокращение капиталовложений. Максимальный спад был зафиксирован в 2015 г. - 10,1%.

При ожидаемых темпах роста инвестиций в этом и последующих годах "валовое накопление основного капитала достигнет 23,8% ВВП в 2020 г.", говорится в макропрогнозе.

Сейчас валовое накопление основного капитала в России составляет 17%. Для сравнения: в Индии этот показатель достигает 30%, в Китае - 40%.

Увеличение инвестиций в среднесрочной перспективе будет происходить на фоне повышения доверия бизнеса, чему будут способствовать стабильные макроэкономические условия, считают в МЭР.

http://www.vestifinance.ru/articles/93836

 

Социальные индикаторы

Необходимость повышения пенсионного возраста в России глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин объяснил отсутствием других ресурсов, чтобы платить хотя бы нынешнюю скромную пенсию.

«Скажу прямо: да, не осталось других ресурсов. Смотрите, в 2016 году государство впервые нарушило свои обязательства и не провело индексацию пенсий для всех пенсионеров. Однократная выплата в размере 5 000 рублей не компенсировала то, что люди недополучили. Сейчас обсуждается ограничение выплат работающим пенсионерам. Это все — следствие дефицита средств в Пенсионном фонде. Можно ли закрыть «дыру» за счет других источников, например повышения налогов? Нет», — сказал Кудрин.

Он напомнил, что за последние семь лет расходы на пенсии выросли на 3% ВВП — примерно 2,5 трлн рублей в год. Почти в такую же сумму обходится все образование в стране, сравнил экс-министр. «Получается, чтобы платить даже нынешние пенсии, нам нужно отказаться от инвестиций в образование, медицину, строительство новых дорог, будущее наших детей», — резюмировал Кудрин.

http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10115845&r1=rss&r2=common&r3=news

 

Отрасли

"Инвестиционная программа "Российских железных дорог" - одна из самых больших в нашей стране. На ближайшую трехлетку это свыше 1,8 трлн руб.", - заявил Медведев.

В среднем ежегодно инвестпрограмма до 2020 г. будет достигать 600 млрд руб., что примерно на 90 млрд больше в сравнении с 2017 г.

В августе 2017 г. РЖД повторно увеличили инвестиционную программу на 2017 г. В этот раз на 50,5 млрд, или на 11%, до рекордного значения 510 млрд руб. Инвестпрограмма ОАО "РЖД" на 2016 г. составляла 424,1 млрд руб., на текущий год изначально была утверждена в сумме 459,5 млрд руб. В июне 2017 г. РЖД увеличили инвестпрограмму на 2017 г. до 495 млрд руб. на 8%, или 35,5 млрд руб., по сравнению с прежним его вариантом.

Среди проектов – обновление инфраструктуры, развитие пассажирских перевозок и строительство железнодорожного обхода Украины "Журавка – Миллерово". Также будут развиваться направления Дальний Восток, БАМ - Транссиб

http://www.vestifinance.ru/articles/93869

Журнал РБК в четвертый раз составил рейтинг самых быстрорастущих компаний России. В него вошли 50 компаний, 36 из них впервые, отмечает издание. При составлении учитывались данные за 2013-2016 гг.

Возглавила список компания «Бамстройпуть», выручка которой с 2013 по 2016 г. выросла с 1,1 млрд до 20,6 млрд руб. В этом году «Бамстройпуть» впервые вошел в топ-500 крупнейших компаний России.

На втором месте НПК «Объединенная вагонная компания», получившая в 2016 г. выручку в размере 48,5 млрд руб. против 3 млрд руб. в 2013 г. Крупнейший вагоностроительный холдинг России второй год подряд занимает второе место в рейтинге РБК.

На третьем - сеть магазинов «ВкусВилл» и «Избенка», нарастившая выручку с 2,3 млрд в 2013 г. до 18,5 млрд руб. в 2016 г. По подсчетам экспертов, уже через два года компания может войти в топ-10 крупнейших торговых сетей Московского региона.

В первую десятку также вошли крупнейший российский производитель лазеров «ИРЭ-Полюс», сельскохозяйственная компания «Южный центр», Петербургский тракторный завод, мостостроительная компания «Курганстальмост», крупнейший в России производитель противотуберкулезных препаратов «Фармасинтез», продавец автомобилей «Авто-трейд» и импортер вина и алкоголя «Юта-НН».

https://www.vedomosti.ru/business/news/2017/11/16/741947-rbk-nazval

 

Финансы

Согласно опубликованной ЦБ статистике развития банковского сектора, общий объем кредитов экономике (компаниям и физическим лицам) за октябрь 2017 года с исключением валютной переоценки увеличился на 0,4% (на 0,7% за сентябрь), а за январь—октябрь — на 4,7% (на 4,3% за девять месяцев).

Если в годовом выражении объем выданных в октябре кредитов гражданам (без исключения валютной переоценки) превышал соответствующий уровень 2016 года на 10%, то для компаний он на 1,4% ниже прошлогоднего уровня (см. график).

Ускорение темпов роста кредитования экономики за десять месяцев 2017 года (с исключением валютной переоценки) главным образом объясняется ускоренным ростом кредитования домохозяйств на 9,8% против 8,4% за январь—сентябрь, тогда как динамика ссуд, выданных компаниям, фактически стабилизировалась на уровне 2,9%.

Рост потребительской активности малообеспеченных групп населения опирался на кредит. Долговая нагрузка (ежемесячные платежи по кредитам к среднемесячному доходу) заемщиков с доходами до 20 тыс. руб. с 1 октября 2016 года по 1 октября 2017 года выросла с 25,7% до 29,8%.

На фоне повышенной кредитной активности граждан прироста заимствований компаний в октябре не было, хотя условия их кредитования, по данным опросов ИЭП им. Егора Гайдара, улучшались.

https://www.kommersant.ru/doc/3468232

 

Мировая экономика

Энергетику и ее нефтегазовую составляющую ждут диверсификация и рост конкуренции — несмотря на увеличение потребностей, мир переходит от дефицита энергии к ее избытку.

Развитие технологий позволит производителям дешевой и дорогой нефти мирно сосуществовать на рынке, углеводороды будут конкурировать между собой и с альтернативной энергетикой, а электромобили — с бензиновыми и газовыми.

Развитие альтернативной энергетики и нефтяной кризис 2014 года приблизили окончание монополии углеводородов, заставив нефтегазовые компании активно диверсифицировать свои портфели, а новые технологии добычи и транспортировки усилили конкуренцию на рынке. По мнению главного экономиста BP Спенсера Дейла, ключевым фактором изменения нефтяного сектора станет резкий рост предложения. «Долгое время мы рассуждали в терминах ограниченности энергетических ресурсов, но теперь рынок переходит к избытку»,— говорит он; развитие технологий нефтедобычи создает ситуацию, когда производители дорогой и дешевой нефти могут сосуществовать на рынке. Впрочем, рост конкуренции, по его мнению, не приведет к обвалу цен до себестоимости: страны-производители дешевой нефти, как правило, сильно зависимы от нефтяных доходов и для них цена больше определяется «социальными издержками». Поэтому одним из факторов, влияющих на глобальные нефтяные цены в будущем, станет скорость диверсификации экономик этих стран.

https://www.kommersant.ru/doc/3468062

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International