Экономический дайджест №102/2016

23 июня 2016 г., четверг

Законодательство

9 июня 2016 года опубликовано  Распоряжение от 2 июня 2016 года №1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года»

Подготовлено Минэкономразвития во исполнение перечня поручений Президента России (Пр-815ГС от 25 апреля 2015 года, пункт 5, подпункт «а») и в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

Цель Стратегии – развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. Стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.

Приоритетные направления Стратегии:

- интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства;

- стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, в том числе на основе расширения доступа таких предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики;

- создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях;

- обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий;

- совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;

- повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства;

- стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях.

Реализация Стратегии к 2030 году позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе – в два раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учёта индивидуальных предпринимателей) – до 20% и долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения – до 35%.

Принятое решение направлено на обеспечение координации действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

http://government.ru/docs/23354/

 

Прогнозы

МВФ дал прогноз стоимости нефти Brent к 2021 году

В Фонде посоветовали нефтедобывающим странам обратить внимание на высокую «долларизацию» экономик

Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует рост среднегодовой цены на нефть марки Brent до $51 за баррель к 2021 году.

«Среднегодовая цена на нефть в 2016 году составит $36 за баррель, в 2017 году - $42 за баррель, в 2021 году - $51 за баррель», - говорится в очередном обзоре МВФ о ситуации на нефтяном рынке и состоянии экономик нефтяных государства Кавказа, Центральной Азии и стран Ближнего Востока.

Тем не менее, согласно оценкам фонда, произошедшее падение цен на нефть может оказать давление на бюджеты нефтедобывающих стран Персидского залива. Для стабилизации и диверсификации экономик этих государств властям придется проводить структурные реформы.

«Что касается нефтяных стран Кавказа и Центральной Азии (Азербайджан, Казахстан и др.), то им тоже требуются структурные реформы, а также усиление контроля над финансовой системой для поддержания стабильности финансового сектора. Однако, в любом случае, на страны региона будет влиять растущая политическая неопределенность», - отмечает фонд.

МВФ отмечает, что девальвация валют в странах региона усилила инфляционное давление, особенно в Азербайджане и Казахстане, где, по прогнозам, инфляция в этом году достигнет двузначных цифр впервые более чем за 15 лет.

Аналитики фонда подчеркивают, что падение мировых цен на нефть создало сложности и для банковского сектора стран региона. Эти проблемы связаны с замедлением кредитования, ростом проблемных кредитов, снижением ликвидности.

«Странам региона Кавказ и Центральная Азия также необходимо будет решать проблемы, имеющиеся в банковском секторе, особенно с высокой долларизацией», - отмечает фонд.

http://www.interfax.ru/business/512662

 

Реальный сектор

ОДК намерена выпускать до 50 двигателей ПД-14 в год

 «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) намерена к 2023 г. производить 50 авиационных двигателей ПД-14 в год. Этими двигателями, в частности, оснастят российский среднемагистральный самолет МС-21, выкатка которого состоялась в среду 8 июня в Иркутске.

«Производственные и инвестиционные программы предполагают выход на проектную мощность порядка 20 единиц в год к 2020 г. и постепенное ее наращивание к 2023 г. примерно до 50 изделий в год», - заявил представитель ОДК в интервью РИА «Новости».

Удельный расход топлива у ПД-14 на 10-15% ниже, чем у конкурентов, а стоимость жизненного цикла ниже на 15-20%, благодаря чему эксплуатация двигателя обойдется в целом на 14-17% дешевле зарубежных аналогов, пояснил представитель ОДК.

http://www.vestifinance.ru/articles/71656

 

Финансы

Правительство на очередном заседании рассмотрело, как исполнялся бюджет 2016 года в первом квартале. "Несмотря на весьма непростой экономический фон, бюджетная система по базовым параметрам остается стабильной и сбалансированной", - заявил глава кабинета министров Д.Медведев. Что еще важнее, все нормативные публичные обязательства, связанные с выплатами пенсий, пособий, субсидий, выполняются в рамках бюджета в полном объеме.

Бюджетной уверенности добавляют финансовые резервы. В Резервном фонде находится почти 3,5 триллиона рублей, еще 5 триллионов - в Фонде национального благосостояния. При этом госдолг страны сократился почти на 350 миллиардов рублей и на 1 апреля составлял 10,5 триллиона. "Резервы достаточны для обеспечения макроэкономической и бюджетной стабильности", - уверен премьер.

За первый квартал израсходовано порядка 3,5 триллиона рублей, что на 3 процента меньше прогноза. "Кассовое исполнение, к сожалению, отстает пока от показателей прошлого года - порядка 22 против 26 процентов", - отметил Медведев.

http://rg.ru/2016/06/09/dmitrij-medvedev-biudzhetnaia-sistema-rossii-v-celom-ostaetsia-stabilnoj.html

 

Правительство и ЦБ собираются реформировать рынок лизинга, который достиг к 2016 году 3 трлн руб. и угрожает финансовой стабильности страны. Чиновники хотят перевести лизинг в онлайн и снизить стоимость услуг

Минфин и Банк России презентовали представителям лизинговых компаний свою концепцию реформирования этого рынка. Они пригласили на встречу более 30 руководителей лизинговых компаний, которые представляют около 80% этого рынка.

Подготовить проект реформы лизинговой отрасли Минфину вместе с ЦБ поручил первый вице-премьер Игорь Шувалов на Совете по обеспечению финансовой стабильности в апреле.

 

Власти обратили внимание на проблему лизинга по двум причинам, рассказал директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев: «Во-первых, лизинговый рынок за последние годы стал гигантским: в России по кредитным требованиям он второй, после банковского». Объем лизингового портфеля на начало 2016 года, по оценке рейтингового агентства RAEX, составлял около 3 трлн руб. В мире российский лизинговый рынок занимает 11-е место по величине портфеля, добавил Моисеев. «Во-вторых, у лизинговых компаний стали проявляться проблемы, хотя они не носят системный характер», — сказал он, отметив при этом, что кредитное качество портфеля лизинговых компаний вдвое лучше банковского: просрочка более 90 дней составляет всего 5% от общей задолженности.

Проблемы ряда лизинговых компаний в результате банкротства компании «Трансаэро», ухудшение ситуации в других компаниях показывают, что потенциальным источником системного риска может быть рынок лизинга, указано в последнем «Обзоре финансовой стабильности». Основным кредитором в деле о банкротстве «Трансаэро» был «ВЭБ-лизинг», его требования к авиакомпании составляли 67 млрд руб. Еще один негативный сигнал — дефолт по облигациям лизинговой компании «Уралсиб», который она допустила в начале 2016 года.

Сейчас лизинговый рынок не регулируется, закон о лизинге определяет только базовые понятия. Межведомственная рабочая группа Минфина с участием Банка России предлагает провести несколько кардинальных изменений. Во-первых, запретить компаниям, занимающимся лизингом, вести другой бизнес. «Нельзя производить оборудование и одновременно заниматься лизингом», — сказал Моисеев.

Кроме того, разработчики пакета предложений предлагают перевести лизинг на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в 2018–2019 годах, сказал Моисеев. Сейчас компании отчитываются только по РСБУ.

Третье направление — снижение рисков, говорит Моисеев. «Реформа предполагает набор мер, направленных на защиту имущественных прав лизинговых компаний», — добавил он. Также рабочая группа уверена в необходимости снизить стоимость лизинга в России. «Для этого нужно снизить стоимость фондирования, разработав стандарты секьюритизации портфеля», — сказал Моисеев, добавив, что лизинговые компании финансируются за счет средств, привлекаемых на облигационном рынке, через банковские кредиты и пр. Из-за проблем некоторых компаний стоимость денег выросла примерно на 200 б.п., также добавил он.

Важным этапом развития отрасли авторы реформы считают введение электронных технологий. Моисеев назвал это «краеугольным камнем всех изменений». По его мнению, нужно перевести лизинговые компании на электронный документооборот и электронное взаимодействие с властями, создать электронный реестр учета и позволить им заключать договоры онлайн.

Кроме того, ЦБ и Минфин планируют рекомендовать компаниям улучшить корпоративное управление и внутренний аудит, а также создать саморегулируемую организацию (СРО) на лизинговом рынке.

Реформа может занять несколько лет, предполагает Моисеев. Рабочая группа ставит несколько KPI, которых отрасль должна достичь после проведения реформы. «Стоимость лизинга должна снизиться, он должен начать конкурировать с кредитами банков по цене. Кроме того, лизинговые компании должны иметь длинный горизонт инвестирования.

http://www.rbc.ru/finances/09/06/2016/575925ae9a7947453c17f473

 

Мировая экономика

Финансист Джордж Сорос, в последние годы занимавшийся в основном благотворительной деятельностью, вернулся к управлению операциями на финансовом рынке, сообщает The Wall Street Journal.

Сорос, обеспокоенный перспективами мировой экономики и увидевший новые возможности для заработка, недавно лично дал указания о нескольких крупных инвестициях, которые базируются на "медвежьих" ожиданиях, сказали газете ее источники.

Soros Fund Management LLC, который управляет $30 млрд в интересах Сороса и его семьи, продавал акции и покупал золото и акции золотодобывающих компаний в ожидании ослабления на некоторых сегментах финансового рынка.

85-летний финансист всегда внимательно следил за инвестициями своего фонда и в ряде случаев и раньше вмешивался в проведение операций. Однако в последние годы самостоятельно инвестиции он не делал. Тем не менее с начала года Сорос стал проводить больше времени в офисе фонда, управляя его операциями и чаще общаясь с его руководителями.

Сорос скептически настроен в отношении экономики Китая, озабочен положением дел в ЕС, видя риски распада союза, и делает "медвежьи" ставки в отношении рынка акций США.

Джордж Сорос - финансист, инвестор и филантроп. Родился в Будапеште в 1930 году, в 1947 году переехал в Лондон. Работал официантом, маляром. Поступил в Лондонскую школу экономики, после ее окончания переехал в Нью-Йорк и стал работать в инвестиционном бизнесе. В 60-х руководил несколькими инвестфондами, которые показывали высокие результаты. Сорос завоевал славу успешного управляющего, который никогда не терпит убытков. Из всех финансовых операций, которые проводил Сорос, наиболее известны его валютные спекуляции. Так, 16 сентября 1992 года Сорос открыл короткую позицию на фунт стерлингов объемом более $10 млрд, заработав за один день более $1,1 млрд.

В России Сорос вложил до $980 млн в "Связьинвест", но затем был вынужден был продать акции холдинга с большими потерями. Он назвал "Связьинвест" худшим вложением денег за всю свою профессиональную карьеру и связал это с несостоятельностью модели капитализма, которая утвердилась в России. С 2007 года он напрямую не участвовал в операциях на рынке.

http://www.interfax.ru/business/512605

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International